Первый канал продолжает серию репортажей о предметах и явлениях, которые изменили нашу жизнь, и которые в 2016 году отмечают юбилей.

Свежий морозный воздух, лёд и ботинки с лезвиями – катание на коньках долгое время воспринималось как досуг, забава. Но не спорт. Середина XIX века — массовые катания становятся настолько популярными, что формируется мода, как одеваться и вести себя на катке. Скользить по льду считается для девушки занятием подходящим. Оно развивает элегантность и к тому же способствует оздоровлению барышни. Правда, кататься стоит небыстро и самое главное – грациозно. Спортивные черты в это занятие привносят мужчины. Появляется Общество любителей бега на коньках, а затем – и первые профессионалы. Они тренируются в центре Петербурга, на озере в Юсуповском саду.

«Сад был открыт для публики, сюда любили горожане приходить, и конечно, наши фигуристы здесь тренировались. Это была стартовая площадка нашего фигурного катания», — рассказывает историк Людмила Левандовская.

Зимой 1896 году здесь же проводят первый Чемпионат мира по фигурному катанию – конкуренция была, прямо сказать, невысокой. 4 участника, двое из которых – представители Российской империи. Зрители часами смотрели на морозе, как спортсмены выписывают «фигуры» на льду. В прямом смысле – рисуют коньками. Поэтому катание и стали называть «фигурным».

Алексей Мишин признает: нынешним фигуристам просто не повторить за спортсменами прошлого. Так, первый Олимпийский чемпион страны Николай Панин-Коломенкин придумывал настолько замысловатые узоры, что даже судьи иногда сомневались: а он сможет перенести это с бумаги на лёд?

«Очень трудно было определить чемпиона – кто истинный чемпион? Кто лучше рисует розочку, а кто – тюльпан? Вот что лучше?» — говорит заслуженный тренер СССР Алексей Мишин.

Поэтому в начале XX века создают перечень упрощенных, обязательных «фигур». «Дуги», «крюки» — разворот на месте, «восьмерки» — два круга одинакового радиуса – по сути, и заложили основу современного фигурного катания. Тогда же в фигурное катание пришли женщины, а вскоре – появились и пары. За целый век они научились делать вращения, прыжки в четыре оборота, поддержки, сложнейшие дорожки, выбросы, и всё на безумной скорости.

Хотя что-то из тех самых, первых «фигур» спортсмены сейчас используют. Например, нарисовать «звездочку» на одной ноге — хорошая проверка баланса. Или замысловатые движения с резкими разворотами – и Олимпийская чемпионка Оксана Казакова высекает на льду цветок. Если бы Оксане Казаковой довелось выступать сто лет назад, кардинальных различий было бы несколько: во-первых, открытый лёд. Тогда просто не было закрытых искусственных катков. Во-вторых, юбка до пят. Вернее – до лезвий: движения сковывает, неудобно.

«Они еще иногда делали ласточки, но обязательно у них была согнута нога. Потому что так поднять тяжело, можно упасть», — рассказывает Олимпийская чемпионка по фигурному катанию Оксана Казакова.

И, наконец, коньки. Современные позволяют делать и сложные дорожки, и прыгать, а на лезвиях вековой давности это просто невозможно. Массивные, не дающие как следует разогнаться, они придают скорее устойчивость, чем манёвренность.

«Этот конёк конечно намного длиннее, и намного толще, потому что современный конёк около 4 миллиметров», — отмечает профессор кафедры конькобежного спорта и фигурного катания на коньках НГУ им.Лесгафта Владимир Апарин.

Так что за 120 лет фигурное катание сделало огромный шаг – от спорта линий, вырезаемых на льду, к спорту изящных танцевальных линий.

 

Источник: 1tv.ru