Оправдание белого полицейского, убившего чернокожего подростка, не только вызвало массовые беспорядки в самом городе Фергюсон (штат Миссури), где произошло это событие, но и стало большой проблемой для всех США.

Напомним, что 9 августа этого года офицер полиции Фергюсона Даррен Уилсон застрелил 18-летнего Майкла Брауна. Версии этого события расходятся – стаж закона утверждает, что тинейджер не реагировал на приказы и пытался на него напасть, друзья убитого уверены, что это была хладнокровная расправа над безоружным.

Так или иначе, убийство спровоцировало массовые протесты, которые длились неделями. Погасить их удалось только после ввода в Фергюсон подразделений Национальной гвардии и направления в город нескольких десятков сотрудников ФБР, призванных выяснить, не нарушались ли гражданские права местных жителей.

Однако новая волна насилия захлестнула город после того, как 24 ноября суд присяжных решил, что Даррен Уилсон действовал в соответствии с инструкциями и не должен быть привлечен к ответственности за смерть Майкла Брауна.

По сути, любое решение суда не сулило для Америки ничего хорошего. Так, если бы полицейский был все-таки осужден, то забастовку бы, скорее всего, начали бы стражи порядка, не без оснований заявляя, что при таком отношении к себе они попросту не могут выполнять свои обязанности.

Нынешний межэтнический кризис служит доказательством, что в реальности расовая проблема в Америке так и не исчезла, а стала лишь проявляться в другом, неожиданном, ракурсе.

Трудно спорить с тем, что межрасовые отношения в США за последние десятилетия, действительно, кардинально изменились в лучшую сторону. Расовой сегрегации с ее школами, скамейками в парках и местами в автобусах «только для белых»  больше нет – официально люди всех цветов кожи в США теперь имеют равные права. Так, например, сегодня практически невозможно встретить белого американца, который открыто бы выразил свое презрительное отношение к чернокожим – это считается просто неприличным. За четыре года проживания в США мне ни разу не пришлось слышать, чтобы белый назвал в беседе со мной черного «негром» (на английском это слово считается оскорблением). Также никто из моих белых знакомых не признался в своей неприязни к чернокожим.

Сегодня некогда гонимый основоположник движения против сегрегации Мартин Лютер Кинг является общепризнанным героем США. Улица имени этого чернокожего пастора есть в любом американском городе, а его день рождения объявлен национальном праздником и нерабочем днем. Квартал, где жил Мартин Лютер Кинг в городе Атланта, превратился в огромный мемориальный комплекс, сопоставимый по масштабам с музеем Ленина в Ульяновске. Здесь также создан музей «ненасильственной борьбы с расизмом», на экскурсию в который приезжают школьники со всей Америки.

В целом ситуация стала значительно лучше даже в «черных гетто» — кварталах городов, где проживают наиболее бедная часть чернокожих. Еще несколько десятков лет назад в нью-йоркском Гарлеме не рисковали появляться не только обычные белые, но даже полицейские. Сегодня же этот квартал стал не только вполне безопасным местом, но и городским центром джазовой культуры, посещаемым как нью-йоркцами, так и туристами. Правда, добиться такого удалось не везде. Например, в той же Атланте, да и многих других городах Юга США, есть «черные» районы, где белые могут, конечно, ездить на машинах, но опасаются останавливаться даже на стоянках.

Однако эта почти благостная картина все-таки имеет и существенные изъяны: в реальности белые и черные (за исключением достаточно узкой прослойки «выбившихся в люди»), по-прежнему живут в параллельных и достаточно сильно отличающихся друг от друга мирах. «Если честно, мне чужда культура афроамериканцев. Их громкая музыка, вульгарные танцы. Но из этого отнюдь не следует, что я расист. Так мне вполне симпатичны черные из Африки, среди них у меня много друзей» — по страшному секрету признавался мне в своих почти «преступных», с точки зрения современной Америки, взглядах знакомый местный журналист.

Чтобы понять, в чем реальная разница между «белой» и «черной» Америкой, достаточно пройтись по «черному» кварталу любого американского города. В Сан-Диего такой район расположен около улицы Райские холмы, которую горожане прозвали «гангстерским раем». Было бы преувеличением сказать, что это место поражает своей нищетой. Вокруг вполне приличные, по российским меркам, дома. Впечатляет разве что замусоренность улиц, повсеместная громкая музыка в стиле рэп и обилие толстяков – признак бедности в Америке. В других районах Сан-Диего на редких курильщиков прохожие смотрят с нескрываемым осуждением, здесь же дымят почти все.

Не то чтобы там ощущаешь серьезную опасность, но чувствуешь себя скорее не в США, а какой-то стране «третьего мира». Сходные ощущения возникают и во время посещений индейских резерваций. В общем, кажется, что проблемы индейцев и черных во многом схожи: в силу застарелых социальных проблем, пока и те и другие в целом не выдерживают карьерной конкуренции с белыми и находятся в самом низу социальной лестницы. Естественно, это рождает комплексы. Причем, черным гораздо хуже, чем индейцам, которые визуально похожи на вполне успешных азиатов.

Сознание своей «стыдной особости» рождает у многих чернокожих не только повышенную ранимость, но и желание исправить судьбу не слишком законными методами. Так, чернокожие, составляющие всего 12 процентов населения США, совершают половину всех убийств и 54 процента ограблений. Показательно, что Сент-Луис, пригородом которого является Фергюсон, считается наиболее криминальным городом США.

Так что не удивительно, что полицейские более настороженно относятся к чернокожим, чем к другим группам населения. По данным Pew Research Сenter, 70 процентов чернокожих в США уверены, что «копы» честнее ведут себя, имея дело с белыми, чем с ними. Почти столько же (68 процентов) респондентов заявили, что судебная система относится к черным предвзято.

В такой ситуации каждый ставший достоянием общественности факт насилия полицейского по отношению к чернокожему (даже в целях самообороны) вызывает бурю негодования. Поэтому можно с уверенностью сказать, что нынешний бунт — далеко не последний в США.

Игорь Ротарь

Источник: rosbalt.ru