На своей странице в Facebook оперная дива тоже хранит молчание. Последняя запись была сделана 30 октября во время гала-концерта в честь легенды российской оперной сцены Елены Образцовой, состоявшегося в Москве. Она была в Москве — не в Мюнхене, где Нетребко должна была репетировать заглавную партию в постановке оперы Джакомо Пуччини «Манон Леско» режиссера Ханса Нойенфельса (Hans Heuenfels) в Баварской государственной опере.

И 26 октября у Нетребко оказалось слишком мало времени для репетиций — в конце концов, даже Нетребко не каждый день удостаивается немецкой премии ECHO Klassik. 20 числа Нетребко видели в парке аттракционов в Нью-Йорке, где она проживает. 18 октября она исполняла партию в прямой трансляции оперы Верди «Макбет» из Метрополитан-оперы.

За две недели до премьеры Нетребко отказалась участвовать в мюнхенской постановке «Манон» из-за «разногласий с режиссером относительно заглавной партии». Если вычесть многочисленные баварские праздники и длинные выходные, на которых Анна спешила домой к своему сыну Тьяго, возникает вопрос, было ли вообще от чего отказываться. Большого количества репетиций с участием Анны Нетребко не было.

Скандал? Скандал! Но только не на первый взгляд. Анна Нетребко — дива, возможно, единственная в сегодняшнем мире оперы, но прежде всего она супер-профессионал. То, что режиссерский театр думает о французской послушнице монастыря Манон (которая после четырех актов «дикой» музыки ссылается в американскую пустыню), до недавнего момента ей было абсолютно все равно. Она знает, как проходит роль — как проходят ее роли.

Возможно, времена неистового труда режиссера Ханса Нойенфельса закончились пару недель назад вместе с «Аидой» во Франкфурте и «Трубадуром» в Берлине, но его все еще занимает эротическая составляющая в контексте эпохи Просвещения. Некоторые звезды оперной сцены его в этом поддерживают, как, например, Йонас Кауфман (Jonas Kaufmann), которого Нойенфельс знает еще по Байройту, и который в Мюнхене будет исполнять партию возлюбленного Манон — Де Грие.

Сотрудничество между оперной дивой и театром с самого начала складывалось не лучшим образом. Но собственно скандал заключается в игре этикета, которую начала Баварская государственная опера (Оперный театр года), утверждая, что театр звезд и немецкий режиссерский театр совместимы. Пока все согласны и играют, это может быть правдой. Но когда в работе появляются вопросы, касающиеся не календаря и расписания, а человеческого существования в таком виде, в котором их ставит перед нами Пуччини, ничего не получается.

Кристине Лемке-Матвей

Источник: inosmi.ru