Режиссер беспросветных трагедий Василий Сигарев снял лучшую национальную комедию со времен «Горько!».

Злая, неполиткорректная, гомерически смешная комедия «Страна Оз» Василия Сигарева — возможно, главная находка нынешнего «Кинотавра». Режиссер мрачных, тяжелых драм «Волчок» и «Жить» решился не только на комедию, но и на откровенно жизнеутверждающий финал, где летают шальные пули, а Гоша Куценко поет песню собственного сочинения.

Деревенская девушка Лена (сигаревская муза Яна Троянова) в поисках лучшей жизни переезжает в Екатеринбург к своей двоюродной сестре, и, может быть, все бы у нее получилось, кабы не Новый год. Всего за два дня удивительных приключений перед ней пройдет целая галерея фриков и оригиналов в исполнении лучших артистов страны (от Евгения Цыганова до Инны Чуриковой), которые напрочь отобьют у бедной девушки желание оставаться в этом безумном городе. Кроме того, в эпизоде в роли себя здесь появится сам мэр и основатель фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман, а из последнего балабановского фильма на минуту заглянет герой Александра Мосина — Бандит в кожаной куртке.

«Будет весело и страшно» — этот лозунг сибирского панк-рока в пору писать на постерах фильма в качестве слогана. Безумие здесь начинает бить рекорды с первой же сцены, где надоевшую любовницу заезжий грек выкидывает с балкона в сугроб. Как рассказали на пресс-конференции продюсер Софико Кикнавелидзе и сам Сигарев, некоторые известные артисты даже отказывались от ролей — кому-то претила нецензурная лексика (здесь ее правда много, но всегда по делу), кому-то «статус не позволил» играть эпатажную роль.

Тем не менее, согласились многие. Самая «спорная» партия, наверное, у вахтанговца Владимира Симонова, великолепно отыгравшего барда-подкаблучника, поклонника фейсбука и походов налево в отсутствие жены. Но прежде всего фильм состоялся благодаря Яне Трояновой, которая в пику своим прошлым ролям взрывных и боевитых женщин, сыграла доверчивую и ранимую провинциалку.

Многие из режиссеров «новой русской волны» обещали уйти в зрительское кино, и понемногу эти обещания выполняют. Борис Хлебников сделал сериал «Озабоченные» для ТНТ, Николай Хомерики снимает фильм-катастрофу «Ледокол», Алексей Мизгирев — вот-вот приступит к съемкам исторической драмы «Дуэлянт», нашей третьей картины в формате IMAX. Сигарев же пришел с радикальной комедией «Страна Оз», где плотность удачных гэгов превышает среднестатистический ситком, но проблематика осталась прежней — экзистенциальное измерение провинциальной жизни, социальная разобщенность, помноженная на общую неустроенность. Далее в его планах — снять на наших реалиях настоящий фильм ужасов.

«Инсайт» Александра Котта — фильм в лучших традициях «Кинотавра» прошлых лет, когда правила бал уже упомянутая волна «новых тихих». Это медленная социальная драма о людях, выброшенных на обочину. В главной роли, как и водится, Александр Яценко, главный актер русского арт-хауса нулевых, получивший всероссийскую популярность после сериала «Оттепель».

Однажды по пути с работы домой, простой рабочий Павел Зуев (Яценко) осознает, что больше ничего не видит. В один миг зрение ушло навсегда — и теперь до конца дней Зуев будет сидеть дома и на ощупь скреплять проволокой зубчики бельевых прищепок. На счастье — есть медсестра с обнадеживающим именем Надежда (Агриппина Стеклова), единственный близкий человек.

Любопытная деталь — предыдущий фильм Котта «Испытание», в прошлом году взявший главный приз на «Кинотавре», был немой и не содержал человеческой речи совсем. В этом году он привез кино про слепого, но на деле между картинами особых сходств нет. «Испытание» — визуальное упражнение, «Инсайт» — тонкая и зрелая психологическая драма.

Несмотря на угрожающий синопсис, здесь нет беспросветного мрака, напротив — много иронии и смешных ситуаций. Медсестра Надежда организует Зуеву «Шоу Трумана» в миниатюре — фиктивную свадьбу в гастрономе вместо ЗАГСа и экскурсию по Москве, не выезжая из области. И герой Яценко верит, обживается в этой новой реальности, полной острых углов и ненужного хлама, который вечно мешается под ногами, и в какой-то момент кажется, что все у них получится, хотя, конечно, счастливый финал в таких историях — чистая утопия.

Негромкий фильм уже успел разделить фестивальную публику — кто-то пеняет на старомодность, кто-то — на пессимизм, хотя, судя по реакции зала, сторонников у фильма тоже немало. Что точно мешает Коту — так это прошлогодний успех, и тогда вызвавший большие споры. Вряд ли жюри во главе с Алексеем Учителем решится отдать главный приз второй год подряд одному и тому же режиссеру — впервые в истории фестиваля.

Николай Корнацкий

Источник: izvestia.ru