Русская Православная Церковь Московского Патриархата (РПЦ МП) остается архиважной пристяжной лошадью в упряжке современного российского государства. Ее высокие представители постоянно высказываются по наиболее актуальным вопросам политики, экономики, социальной и культурной жизни страны, активно предлагают различные меры, направленные на спасение России в тех или иных формах (вариантах). Пользу, которую приносит Московский Патриархат отдельным членам общества, трудно переоценить. Говорю об этом со всей уверенностью, ибо совсем недавно, 11 ноября 2014 года, РПЦ МП круто облагодетельствовала лично меня.

В тот день заседал XVIII Великий русский народный собор (ВРНС). Озаботившись одним из важнейших гуманитарно-стратегических вопросов нашей эпохи, Собор под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принял Декларацию русской идентичности. Текст ее недлинный, зато умный и красивый. А ключевой пассаж Декларации звучит так:

«На основе программных тезисов настоящего документа предлагается следующее определение русской идентичности: русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа».

Так вот — лично я, Белковский С.А., строго подхожу по всем вышесформулированным критериям. Стало быть, я стопроцентный русский. И если раньше мне еще приходилось это кому-то доказывать, то теперь мой статус и полномочия подтверждены Церковью. И беспокоиться более не о чем.

Пользуясь случаем, я хотел бы вступить со священноначалием РПЦ МП в заочный диалог и предложить к обсуждению некоторые вопросы, волнующие меня как типичного представителя русского народа. (Ведь можно сказать, что моими устами нынче говорит русская душа, но это было бы слишком пафосно даже для меня.)

1. За неделю до завершения формирования русской идентичности, 4 ноября 2014 года, в Успенском соборе Московского Кремля Патриарх Кирилл произнес программную речь о западных санкциях против группы российских физических и юридических лиц. По версии Святейшего, санкции призваны дезорганизовать русскую нацию, заставив каждого ее представителя думать строго о своем, личном, шкурном и меркантильном. В крайнем случае — о своей семье. В то время как мы, русские, должны противопоставить санкциям грандиозную мобилизацию вокруг существующего начальства. Отринув частное, предать себя в руки общего. В качестве примеров позитивной мобилизации Патриарх привел Отечественную и Великую Отечественную войны.

Исходя из сказанного, надо ли понимать, что: а) РПЦ МП приветствует санкции, равно как их дальнейшее расширение; б) для преодоления духовно-душевной смуты Россия сегодня нуждается в войне, не иначе, т.к. без войны мы не мобилизуемся и не консолидируемся?

2. Еще чуть ранее, на Валдайском форуме в г. Сочи (наша русская география порой бывает весьма причудлива), было практически официально заявлено, что президент РФ Владимир Путин равен России, как и наоборот: «Есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России». РПЦ МП скромно уклонилась от комментирования данного системообразующего тезиса. А хотелось бы выяснить позицию Церкви: как она видит свое место в нарисованном пейзаже? Сохраняет ли она некую, хотя бы формальную автономию или уже находится как бы внутри президента РФ, тождественного самой РФ?

3. Глава Отдела Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин намедни сделал несколько фундаментальных заявлений по вопросам экономической политики страны. Он предложил фактически отделить российскую финансовую систему от международной, указав, что мы не можем зависеть от параметров (курс доллара и т.п.), на которые не влияем.

Идея о. Чаплина — создать банковскую систему, которая была бы «основана на этических правилах». Указав на то, что это получилось у мусульман, которые отказались от ростовщичества, ссудного процента, но при этом «эффективности у исламского банкинга это не убавило», отец Всеволод предложил создать «православную систему банкинга без ростовщичества, входящую в прямые отношения с Китаем, исламским миром, иными возрастающими в мире центрами влияния; отказаться от диктата по отношению к отечественной экономике тех глобальных центров, которые все больше и больше проявляют свою недружественность; максимально отказываться от тех валют и экономических инструментов, которые связаны с недружественными нам центрами; закрутить мировую экономику по нашим собственным правилам».

Планирует ли Московский Патриархат использовать всё своё влияние в российском обществе, чтобы реализовать подобный план? Станут ли в случае воплощения плана приходы РПЦ МП лицензированными банковскими учреждениями? С учетом непростой ситуации в финансово-экономическом блоке российской власти, будет ли выдвинута кандидатура Всеволода Чаплина на пост председателя Центробанка РФ?

4. РПЦ МП неизменно — как и подобает Святой Церкви — проповедует солидарность, сострадание, милость к падшим. Не планирует ли Московский Патриархат использовать свои особые отношения с президентом РФ, чтобы добиться помилования узников по так называемому «болотному делу», которые получили суровые тюремные сроки за весьма незначительные правонарушения (или даже при отсутствии таковых)?

5. Неизменное внимание уделяет наша Церковь нашей же оппозиции. В частности, хедлайнерами (ключевыми выступающими) первого дня XVIII Всемирного русского народного собора (РВСН) стали председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов и лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Люди, безусловно, более чем уместные на подлинно православном мероприятии. Но не все оппозиционеры в равной мере пользуются благосклонным вниманием РПЦ МП. Возьмем, к примеру, находящегося под домашним арестом Алексея Навального. Так называемый Христианский правозащитный центр решил пикетировать жилище г-на Навального в связи с тем, что последний призвал не отменять концерт известной рок-группы «Лайбах» («Любляна») в Санкт-Петербурге.

Стоит ли разменивать христианнейшие силы на решение столь скромных задач? Не лучше православным правозащитникам посвятить себя другим богоугодным делам, например, защите русского православного христианина Алексея Навального и группы его соратников, которые подвергаются реальным уголовным преследованиям по смехотворным поводам типа изъятия с забора во Владимире некоей любительской картины?

6. Многие активисты православных организаций, считающихся чувствительно близкими к РПЦ МП, активно поддерживают Новороссию и приводят ее в пример в качестве оазиса христианского благочестия. Насколько это совпадает с официальной позицией Патриархата? Известно ли Святой Церкви что-нибудь о расстрелах, проводившихся под патронажем легендарного министра обороны ДНР Игоря Гиркина-Стрелкова, и самосудах, патронируемых иными командирами новоросских войск?

7. По-видимому, избыточная занятость на ниве формулирования вопросов русской идентичности помешала РПЦ МП прокомментировать многие законодательные акты, принятые российским парламентом в последние годы. От «закона Димы Яковлева», существенно ухудшающего положение ждущих усыновления российских сирот, — до «закона Ротенберга», предполагающего компенсацию убытков наших олигархов на Западе за счет налогоплательщиков РФ. Теперь, когда проблема идентичности решена, не готова ли Святая Церковь дать ответственную оценку ряду элементов законотворческой активности в стране?

8. Как РПЦ МП относится к отдельным новациям в сфере социальной политики? В частности, к существенному сокращению количества медицинских учреждений? Видит ли Святая Церковь в этом предпосылку к национальной мобилизации и консолидации? Не хочет ли кто-то из официальных представителей Московского Патриархата прокомментировать сюжет с компанией «Медстройинвест», в ведение которой переходят здания ликвидируемых лечебных учреждений, и поведением ее главы Жомарта Каменова, который недавно получил очень мягкое наказание (1 год ограничения свободы) за участие в избиении экипажа машины «скорой помощи», не уступившей дорогу «Роллс-Ройсу» бизнесмена?

9. В каких валютах хранятся финансовые резервы РПЦ МП? Каков удельный вес китайского юаня и северокорейской воны в этих резервах?

10. Планирует ли РПЦ МП обратиться в Фонд национального благосостояния (ФНБ) РФ за финансовыми средствами для реализации своих амбициозных политико-социальных программ? (На мой взгляд, надо торопиться, иначе все может достаться иным государственным корпорациям.)

Это, конечно, далеко не все вопросы, волнующие меня как русского человека, но надо же с чего-то начинать. Все-таки мы, русские, заслуживаем, чтобы нам хоть изредка отвечали.

Не так ли?

Станислав Белковский

Источник: mk.ru