Мегатрэшовая прошлогодняя выставка «Романовы», организованная РПЦ и прочими аффилированными с ней Бойко-Великими, Правительством Москвы и Минкультуры на деньги Роснефти в Манеже  настолько потрясла мою некрепкую психику,  а от моего тихого доброго отзыва о ней организаторы икали настолько долго, что пропустить в этом году сварганенную Патриархией в рамках того же проекта экспозицию-инсталляцию  «Рюриковичи» я просто не могла, сами понимаете. В конце концов, историк я или где???
  
Поскольку выставка открывалась, знамо дело, 4 ноября,  в день выписывания полякам люлей в Китай-городе, то я решила выждать несколько дней, пока ажиотаж спадет.  Я ж  не совсем с дуба рухнула стоять 4 часа на морозе.  В итоге пошла позавчера, и была крайне удивлена отсутствию очереди   —    видимо, москвичи наелись духовности а-ля Бойко-Великий и псевдоисторической брехни настолько, что в этом году и намека нет на прошлогодний ажиотаж.   Моих фоточек, сорри, в этот раз не будет  —   сдуру забыла фотоаппарат,  —  поэтому надергаю чужие.

На входе, как и в прошлом году, выставлена икона для коллективного лобызания  —  если в прошлом году была Костромская чудотворная, то в этом году   —   Сергий Радонежский.  К ней стоит очередь из баб в платочках и без  (9 из 10 прикладывающихся к образу бабы), руководят процессом батюшки в рясах, играющие роль регулировщиков  —  следят, чтобы никто не замешкался у образов дольше положенного и не создавал толкучки.  Разве что полосатой палочки в руках не хватает.   

Самое забавное, что фанфар и византийщины мне избежать так и не удалось   —   ну что ж за напасть такая!!   —    первым, кого я увидела, войдя в Манеж, был посол Палестины в Москве Фаед Мустафа, за ним шла излучающая сияние группа в составе Министра культуры Мединского, личного духовника Путина настоятеля Сретенского монастыря о. Тихона Шевкунова, ещё кучи не опознанных мной  священнослужителей,  моего родного декана Сергея Павловича Карпова, в последние годы, увы, нехило грузанувшегося на религиозной почве, а также православного олигарха Малофеева, про которого, зуб даю, никто из вас и не догадывался до нынешней весны, когда его зачем-то распиарили в качестве спонсора и заказчика новороссийского восстания.  В Новороссии, уверена, про Малофеева точно так же никто не слышал, что, однако, не мешало малоросскому журналисту Чаленко разделить всё российское общество на «малофеевцев» и «сурковцев»  (вот что пиар животворящий делает!!!).  Малофеев оказался чрезвычайно молодым человеком с безупречно-атласной кожей и детскими глазами, и если бы ему сбрить бороду лопатой, то он бы вообще казался 18-летним.  Вся процессия олицетворяла симбиоз, симфонию и благорастворение воздусей.  Рядом с ВИП-гостями суетился неизбежный, как старческий склероз, Кирилл Фролов.

«Граждане, проходите, проходите, не толпитесь,   —    выбеленная перекисью  смотрительница зала  активно раздвигала локтями посетителей,   —    у вас есть уникальная возможность подойти и получить благословение у отца Тихона, он самого Путина благословляет!  Когда ещё будет такая удача!»

Но желающих припадать к ручке отца Тихона как-то не нашлось, и я, обогнав ВИП-группу, прошмыгнула в первый зал.  
Ну что вам сказать?  Видимо,  устроители учли разгромную критику контента прошлогодней выставки  (с точки зрения, так сказать, декоративно-художественной всё примерно так же),  и  в этом году брехни и вопиющих исторических ляпов на порядок меньше, да и идеологической трухи тоже  (все-таки чем древнее российская история, тем сложнее её испохабить  горе-популяризаторам).  Если на прошлогоднюю выставку я бы детей  запретила вести  под страхом кровавой диареи,  то в этом году  ребёнка вести можно.  Только осторожно :). То есть,  держа за руку и  активно разбавляя увиденное собственными комментариями.   Хотя и в этом году тоже не обошлось без сюрпризов.  Достаточно хотя бы того, что последним Рюриковичем не пойми с какого перепою организаторы  посчитали Федора Иоанновича, а Василию Шуйскому, например, в праве быть Рюриковичем отказали.   Центральным персонажем всей инсталляции почему-то стал святой Сергий Радонежский, хотя каким боком он к Рюриковичам, тоже непонятно. Ему посвящен центральный павильон выставки    —    огромный, круглый свод побольше свода святой Софии Константинопольской.

Особое отношение у устроителей выставки сложились с ордынским игом 🙂 —   Орда изображена настолько уважительно и даже нежно, что можно расплакаться слезьми умиления.   Веротерпимость  доисламской Орды и её военная демократия с традиционно практикуемой децимацией  описаны с таким придыханием, что даже становится непонятно, с какого переляку вдруг русские потратили несколько веков на изгнание ордынцев с родной земли.  Вместо того, чтобы сотрудничать и дружить с ханами, исправно платя дань, эти дубинностоеросовые князья так и норовили прекратить платежи и вообще вели себя не по-партнерски.   Видимо, авторы концепции экспозиции  некритически перекушали Гумилева, ловко пришив его  к актуальному тренду:  война, гнет и разорение, шедшее на Русь с Востока вообще детский сад по сравнению с теми несчастьями, которыми грозил Руси коварный Запад.  В паре стендов просто открытым текстом написано, что у России, конечно, свой путь, но в ситуации извечного выбора между Востоком и Западом Россия всегда инстинктивно склонялась к Востоку, и в этом секрет её вековой стойкости и неизбывного процветания.  Запад, в представлении авторов экспозиции, чем-то сродни преисподней,  и заключать союз с татарами против шляхты душеполезно и благодатно, а с шляхтичем против татар    —  ни-ни.    

Квинтессенцией  антизападного тренда  на выставке висит бессмертное и веками не теряющее злободневности изречение Ивана Аксакова:  «Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит бессовестнейший захват чьей-либо чужой земли». Чем вам не титр ко вчерашнему заседанию Совбеза ООН?…

И опять о вечно актуальных темах  —   с точки зрения организаторов выставки, первые антироссийские санкции и первые антироссийские информационные войны появились при Иване Грозном, во время Ливонской войны  (даже листовки с карикатурами на русских разбрасывались).  Мифы, запускавшиеся  тогда злобной западной пропагандой   —  об убийстве Иваном Грозным своего сына  (на самом деле лекари залечили), о том, что опричнина оказала опустошительное воздействие на экономику Руси (на самом деле совместились недород, чума и моровая язва), а также о какой-то аномальной сверхжестокости и тирании Ивана Васильевича  (просто предлагается сравнить с современными ему европейскими монархами, и миф рассыпается на глазах). В качестве контрпримера приводится осуждение святой инквизицией на смерть всех жителей Нидерландов, обернувшееся умерщвлением 100 тысяч человек единовременно.  Общее количество жертв иваногрозненских репрессий историки оценивают в 4 тысячи.  Для 16 века негусто, прямо скажем.

Центральное место всей экспозиции, как я уже говорила, занимает персона святого Сергия Радонежского, чудесному исцелению которого посвящена добрая половина круглого зала под куполом.  В том же центральном зале натыкаешься на портрет Путина (он тоже что-то изрекал про Сергия Радонежского)  и радуешься тому, что он единственный.  Но не тут-то было!  На выходе с экспозиции тебя поджидает иконостас из Ключевского, Ивана Ильина, Деникина, Бердяева и почему-то Ричарда Ченслора, а посередине, разумеется, лучезарный Путин с сообщением о том, что «власть Господа превыше всего».  Поверить в то, что в школе КГБ не учили тому, что в России светская власть исторически всегда была выше церковной, я не могу, видимо,  просто Путин был не самым лучшим учеником. 

Вот такая, простите за выражение, инсталляция.  Да, забыла сказать   —   крайне разочаровали экскурсоводы-семинаристы.  Видимо, гуманитарная деградация имеет тотальный характер и затрагивает не только светское образование.  Ведь, что греха таить, ещё в советское время лучшее гуманитарное образование давали духовные семинарии и академия.  Нынешние семинаристы   —   косноязычные  (риторику изъяли из программ???), абсолютно неэрудированные, выучившие текст «от сих до сих», тушующиеся от любого неожиданного вопроса,  —  в общем, наивно предполагать, что если образованию с культурой в стране наступил крындец, то служителей культа он почему-либо не накроет.

Да, самое главное, ради чего стоит идти в Манеж   —  по четным числам там показывают «Андрея Рублева» Тарковского (в 16-00) и «Орду» Прошкина (в 19-00), а по нечетным    —   «Ярославну, королеву Франции» (1978), «Ярослава» (16-00) и «Царя» Лунгина (19-00).   На Лунгина  идти не надо, а всё остальное вполне достойно того, чтобы освежить в памяти.

Выставка работает до 20 ноября включительно, вход бесплатный.

 

Дарья Митина

Источник: echo.msk.ru